Статьи про Вологодскую финифть

Возникновение финифти в Вологодской области.

С 12 века на Руси большое развитие получили эмали. Сначала известны были перегородчатые и выемчатые эмали, затем появилась техника по литью, рельефу, гравировке, знали мастера и технику «оконной» или витражной эмали. Самое первое упоминание о русской финифти, так называли эмаль вплоть до Х1Х века, встречается в Ипатьевской летописи, датированной 1175 г. Техника изготовления эмали была заимствована из Византии вместе с принятием христианства и развитием тесных экономических связей.
Эмали на Руси ценились наравне с золотом и серебром и сравнивались по своим качествам с драгоценными камнями и самоцветами. Эмаль стойка к действию света, воды и воздуха, колебаниям температуры и отличается богатством красочной палитры. Эмалевые краски не тускнеют с течением времени, сохраняют блеск и прозрачность. Эмаль представляет собой особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Эмальерное дело требует высокого мастерства и знания сложной технологии.
Издавана эмалями на Руси украшали церковные предметы, дорогие серебряные и золотые ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта.
Во время нашествия татаро-монгольского ига техника финифти на Руси была утрачена. Однако уже в 16 веке искусство эмали возродилось, а спустя 100 лет, наступило время ее расцвета. Мастера этого времени пользуются финифтью богатейшей расцветки и применяют все возможные техники наложения финифти на металл.
Крупный центр изготовления изделий с перегородчатыми эмалями сформировался в Великом Устюге. Излюбленной цветовой гаммой у мастеров севера были белые, светло-желтые, голубые, глубокие синие почти черные и зеленые цвета и оттенки. (Сохранилось довольно много предметов 17-18 веков в фондах Вологодского и Великоустюгского музеев-заповедников).
В середине 17 века в стране появляется новая техника финифти – живописная. Финифтяные изделия начали расписывать особыми огнестойкими красками. В России орнаментальная расписная финифть возникла почти одновременно в Москве и Сольвычегодске. В начале 18 века сформировались новые финифтяные центры – в Петербурге и Ростове Великом.
Ведущее положение в стране долгое время занимали сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска, входившего в состав Вологодской губернии, в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела», так как город Сольвычегодск еще в начале 16 века назывался Усольском. Город был основан в устье реки Усолки, впадающей в Вычегду, отсюда и его название. Вместо дорогостоящих металлов серебра и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий.
2023-05-01 11:47