Статьи про Вологодскую финифть

Возрождение эмальерного промысла в 20 веке.

Возрождение древнего эмальерного промысла началось с конца 1960-х – начала 1970-х гг. ХХ века. В связи с политикой государства, направленной на возрождение местных художественных промыслов, в Великом Устюге на Кузинском заводе механических изделий Министерства оборонной промышленности был открыт цех сувенирных изделий и художественных промыслов, который просуществовал до 1985 года. В то время при оборонных заводах страны существовали цеха художественных промыслов. В цехе наладили производство эмалевых изделий (ювелирных украшений), но мастера на первых порах работали в традициях ростовской финифти и одновременно занимались изучением местных особенностей эмали по скани.
Когда же в Вологде были построены новые корпуса завода Опытных и художественных изделий было решено именно на этом предприятии восстановить древнюю технологию перегородчатых и живописных эмалей. Для этой цели была приглашена группа художников – эмальеров, работавших в Великом Устюге, совместно был разработан ассортимент изделий с перегородчатыми эмалями. Большую помощь в восстановлении эмальерного искусства оказали сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности. С помощью него в 1980 году художница Горичева создала первые образцы изделий с горячими перегородчатыми эмалями.
В 1984 году мастера возродили технологию росписи по эмалям с многократным муфельным обжигом. Под руководством художника Попова, который возглавил эмальерный цех предприятия, работала замечательная плеяда молодых художников и мастеров, таких как: Светлана и Владимир Глунины, Владимир Шангин, Елена Данкевич, Алексей Щенников. Художники изучали музейные коллекции, работали в фондах музеев Москвы, Ленинграда, Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.
В ассортименте предприятия появились небольшие декоративные тарелки, панно, браслеты, кольца, серьги, колье, флакончики для духов, сундучки, шкатулки, на которых вновь ожили и расцвели сказочно небывалые цветы с нежными полупрозрачными лепестками. Огромный вклад в развитие усольских эмалей внесли художники Николай и Ирина Ганичевы. Они некоторое время даже жили в Сольвычегодске, чтобы до тонкостей постичь дух этого древнего ремесла.
Работая в традиционном русле, художники много экспериментировали, создавали созвучные времени и эпохе предметы, расширяли технологии. Наряду с традиционными орнаментами перегородчатых эмалей и живописных «усольских» появились произведения с потёчными эмалями, в которых цветные эмали сплавляются друг с другом в причудливом рисунке, металлическая медная основа изделия начинает золотиться, мерцать и гореть сквозь тонкие эмалевые слои, оттеняя и придавая глубину и яркость самим эмалям.
Художники работали на небывалом творческом подъёме, создавая малыми сериями или единственными образцами небольшие шедевры: колье, перстни, кольца, кулоны, браслеты, гривны, броши, заколки и разнообразные сувениры. В 2000 году высокое мастерство художников эмальеров завода отмечалось на международной выставке в городе Грац (Австрия), а в 2002 году в Санкт-Петербурге на специализированной выставке-ярмарке.
Made on
Tilda