Статьи про Вологодскую финифть

История развития и исчезновения усольских эмалей.

Усольские эмали отличались от живописных эмалей других центров тем, что фон эмалевых изделий, как правило, был белоснежным, а рисунок наносился особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве.
Изделия расписывали крупными цветами маков, тюльпанов, подсолнухов, другими невиданными фантастическими растениями. Цветы писали с прожилками, растительные побеги и стебли изображали в таком живом движении, что создавалось ощущение, будто цветы прямо на глазах у зрителя раскрывают свои нежные бутоны, разворачивают листья и лепестки.
Свободное пространство между листьями и цветами заполнялось цветными точками, напоминающими маленькие воздушные пузырьки. В растительных узорах сольвычегодских мастеров всегда доминируют цветы тюльпанов самых причудливых форм и расцветок. Такое обилие тюльпанов было связано с общей модой на этот цветок в декоративном искусстве 17 века. В травный орнамент вписывались птицы, животные, насекомые, и человеческие фигуры, разрабатывались сложные многофигурные композиции. Для обрамления отдельных эмалевых клейм мастера применяли сканые жгутики, которые не только выделяли сюжеты, но и придавали декоративный вид всему предмету.
Наиболее сложные сюжеты встречаются на чашах, поверхность которых давала большие возможности мастерам для творчества. На крутых боках чаш мастера располагали часто различные миниатюры. Рисунки заимствовали из западноевропейских гравюр, украинских лубочных картинок, использовали сюжеты из Библии. Любили изображать картинки с мифологическими персонажами: сиринами, грифонами, единорогами, а также сцены, которые имели поучительно – назидательный смысл.
На поверхностях предметов разворачивались многофигурные композиции на библейские темы, темы притч, легенд и преданий. Большое влияние на развитие усольских эмалей оказала местная иконопись, знаменитых строгановских мастерских. В надписях некоторых изделий прямо указывается, что «писал усолец иконописец». Надписи также сопровождали и различные сюжеты, в которых раскрывалось содержание росписи.
Усольская эмаль в свою очередь оказала сильное влияние на развитие эмальерного искусства других центров, в частности московского. Неслучайно многих мастеров неоднократно вызывали в Москву для поднятия «финифтяного дела».
Усольскими мастерами создано много разнообразных как по форме, так и по назначению предметов: шкатулок, ларчиков, ароматниц, туалетных коробочек, столовых приборов, канцелярских предметов и т. д. Цветовая гамма обычно состояла из сочетания синих, зеленых, сиреневых, желтых, красно-коричневых цветов и их оттенков.
Расцвет усольских эмалей в Сольвычегодске был непродолжителен. Уже в начале 18 века, когда город теряет свое экономическое значение, вызванное реформами Петра Первого и расширением географических границ страны, начинается угасание многих ремесел, в том числе и эмальерного. Начиная с 60-х годов 18 века, сначала на смену расписным эмалям приходят однотонные – белые, синие, зеленые. В финифтяные изделия мастера вплавляют рельефные серебряные накладки с фигурками людей, животных, птиц, растений, которые мерцают и светятся под тонкими прозрачными слоями эмали и создают декоративный эффект. Этот прием усольские мастера позаимствовали у украинских эмальеров, работавших в Сольвычегодске. В конце 18 века упоминание о производстве эмалевых предметов уже не встречается, хотя в Великом Устюге ещё некоторое время работают мастера, но эмалевые изделия назывались уже «устюжскими».
Made on
Tilda